Арт-терапия в коррекции детских страхов

БУ РО "КБ имени Н.А. Семашко"

Отделение медицинской реабилитации

для детей с нарушением функции ЦНС

(детское неврологическое отделение)

Медицинский психолог

Симукова Татьяна Сергеевна

Детские страхи глупыми не бывают. Иногда взрослым они кажутся несущественными, но только потому, что взрослые уже пережили их когда-то. Детские капризы не возникают на пустом месте, у них всегда есть причина. К сожалению, широко распространено мнение, что детские страхи уйдут, если им не потворствовать и не обращать на них внимания. Эта точка зрения ошибочна. Страхи являются глубочайшими детскими переживаниями и очень часто оставляют своеобразные «метки», проявляющиеся в более старшем возрасте. Иногда эти проявления могут носить даже невротический характер (всевозможные тики, навязчивые движения, энурез, заикание, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими).

Все дети в своем психическом развитии проходят ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Страхи носят преходящий характер и, если понимать причины их появления и правильно к ним относиться, чаще всего, исчезают бесследно.

Страхи соответствуют возрастным этапам развития ребенка. Каждый этап сопровождается возникновением нового страха, на который ребенок должен научиться адекватно реагировать и, как следствие, успешно и эффективно его разрешать. «Врожденные» (возрастные) страхи вполне естественны и объясняются тем, что в детстве фантазия, воображение и образное мышление развиваются очень быстро, бурными темпами и при этом намного опережают получение реальных знаний о мире. К тому же большая часть полученной извне информации сознанием ребенка не воспринимается, зато остается на бессознательном уровне.

Детские страхи по возрастам распределяются следующим образом:

  • в 2—3 года особенно ярко проявляются боязнь животных, темноты и так называемые ночные страхи;
  • в 4 года — обостряется боязнь насекомых, воды, высоты и страшных сказочных героев;
  • в 5-6 лет — начинается боязнь несчастий, катастроф, стихийных бедствий;
  • в 7-8 лет — страх умереть или потерять кого- либо из родных.

В младшем школьном возрасте появляются и социально опосредованные страхи, что обусловлено всевозрастающим осознанием ребенком роли социальной составляющей. Основным из подобных страхов является страх быть не тем, кого уважают, любят и ценят.

Но кроме естественных «врожденных» страхов, детские страхи бывают также и приобретенные. Нередко они вызываются психическими потрясениями или психологической травмой, например, сильным испугом, обусловленным неким вполне конкретным событием, реально произошедшим с ребенком. Но нередко бывает, что источником приобретенных страхов чаще всего становимся мы, взрослые, — мамы и папы, бабушки и дедушки, а также воспитатели и учителя, неосознанно передавая наши собственные страхи детям, которые обладают способностью чутко улавливать любую тревожность или напряжение.

Поводом для возникновения приобретенных страхов чаще всего становятся:

  • большое количество запретов и избыточное предохранение малыша от опасностей (излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности);
  • воспитание, построенное на запугивании (угрозах реализуемых и нереализуемых);
  • конфликтные ситуации в семье;
  • тревожность родителей (особенно мамы);
  • разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах;
  • СМИ (особенно телевидение).

Взрослым нужно обязательно помочь ребенку избавиться от навязчивого страха. Родитель не должен осуждать за наличие страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю и т.д. Важно, чтоб ребёнок чувствовал доверие и абсолютное принятие. Детские психологи знают немало способов работы со страхами, важно вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Прекрасным способом избавить ребенка от страхов являются арт-терапевтические методики. Арт-терапия – это лечение искусством. Суть арт-терапии заключается в том, что накопленные эмоциональные переживания, страхи и психическое напряжение ребенок может выразить через творчество (рисунок или поделку, стихотворение, сказку) и почувствовать облегчение. Визуализировать страхи можно не только при помощи карандаша и бумаги, но и создавая их из пластилина или глины.

В ходе арт-терапевтического занятия ребенок может нарисовать то, что его волнует и прямо на рисунке изменить ситуацию (преобразовать прямо на бумаге во что-то новое и нестрашное, например, доброе или веселое). Меняя рисунок, ребенок одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации!

Рисование — это занятие, которое позволяет детям ощутить чувство созидания, свободно выражая свои чувства и переживания, мечты и надежды. Оно позволяет детям быть собой. Рисование является не только отражением окружающей действительности детским сознанием, а в какой-то мере является моделированием окружающей ребенка действительности.

Для излечения от страхов детям предлагается зарисовать предмет своих страхов карандашом на бумаге. Если, скажем, ему во снах по ночам является какая-то чудовищная птица, то пусть нарисует её, если привидение — пусть изобразит привидение. После того, как страх будет нарисован, его нужно вырезать (или вырвать из листа) и уничтожить.

Эффективность такого терапевтического рисования заключается в следующем. Страхи — невидимы. Человек испытывает чувство страха, предвосхищая опасность. Детские страхи обычно беспредметны, и этой беспредметностью особенно пугающие: ребенок боится, сам толком не понимая, чего же он боится. Страх же, который ребенок сумел нарисовать, приобретает реальную форму, визуализируясь, материализуясь, сразу же теряет свою таинственность, неизвестность и неизведанность. Вместе с ними в небытие уходит и «ужасность» страха: его эмоциональная значимость для психики ребенка снижается и постепенно становится абсолютно незначительной. Происходит конкретизация страхов.

Мало того, что страх рисуется на бумаге, так затем он еще и вырезается из нее. И ребенок может делать с ним все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. Вместе с процессом рисования можно предложить ребенку придумать какую-нибудь историю с участием предмета его страхов. Естественно, со счастливым концом, то есть такую, из которой бы ребенок сумел выйти победителем. Если же добавить в историю толику юмора, то образ, который ранее вызывал у ребенка страх, из страшного превратится в смешной и даже нелепый. Невозможно бояться того, что вызывает смех!

Очень важно, чтобы ребенок сам нарисовал свою проблему и сам придумал, как переделать рисунок, потому что это его собственное внутреннее представление, и варианты взрослого решения ему вряд ли подойдут.

Арт-терапевтические методики на некоторое время «оживляют» страхи, чего бояться не нужно, так как это является одним из условий их устранения. Нужно время, чтобы ребёнок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдёт постепенное угасание страха в его сознании и разовьётся вера в свои силы, возможности, способности.

Конечно, лучше всего, что бы со страхами работал психолог, потому что есть определённые нюансы, которые нужно учитывать и не пропустить. Но можно попробовать поработать с ребенком над этой проблемой самостоятельно дома. Положительный результат и сроки зависят от очень многих факторов, основной из них, какой именно страх у ребёнка и его продолжительность.