Закончились летние каникулы. Незаметно наступили осень и «1 сентября». Начало осени для многих детей и их родителей связано со сложным переходом ребёнка от статуса дошкольника к статусу школьника; от ученика начальных классов – к ученику среднего звена. У родителей и детей возникают психологические и социальные проблемы, связанные с адаптацией к школе и адаптацией к новым условиям привычной школы. Как пройти этот путь с минимальными затратами для здоровья детей и для нервной системы родителей?
Адаптация к школе зависит от многих факторов:
индивидуальные особенности ребенка;
характер взаимоотношений с окружающими;
степень подготовленности ребенка к школьной жизни;
Обратите внимание, есть ли у вашего ребенка удовлетворенность процессом обучения, нравится ли ему в школе, не испытывает ли неуверенности и страхов, успешен ли ребенок в усвоении учебной программы, удовлетворен ли отношениями с одноклассниками и учителем. Если большинство из перечисленного не относится к вашему ребенку, то требуется ваша помощь в адаптации. Именно в этот период требуется максимальное участие родителей в жизни ребенка.
Что же необходимо сделать родителям, чтобы максимально помочь своему школьнику?
1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Высказывайте свое мнение, но не оценивайте личность и характер ребенка.
3. Запаситесь терпением. С пониманием относитесь к тому, что у вашего ребенка что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным.
4. Соблюдайте режим дня.
5. Хвалите ребенка.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Дайте ребенку немного самостоятельности. Не спешите контролировать его всегда и во всем, предлагать ему помощь, когда он об этом не просит.
9. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок.
10. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут.
11. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день
12. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
Если вы придерживаетесь вышеописанных рекомендаций, а адаптация к школе проходит не совсем гладко, неуспеваемость в школе сохраняется, тогда необходимо искать причины, мешающие адаптации и учебному процессу. Возможно необходимы консультации психолога, логопеда, врачей различных специальностей (невролога, офтальмолога, сурдолога, психиатра) для устранения этих причин или подбор адекватной возможностям ребенка учебной программы, формы обучения или проведения адекватного лечения.
Нарушения адаптации ребенка к школе проявляются на психологическом и физиологическом уровнях. Психологические признаки нарушения адаптации к школе: смена настроения, раздражительность и агрессивное поведение, повышенная ранимость, уязвимость, подавленное настроение. В случае, когда нарушения адаптации проявляются на физиологическом уровне (нарушения сна, аппетита, головные боли, головокружения, боли в животе, запоры, поносы, недержание мочи, учащенные или редкие мочеиспускания, навязчивые движения), следует обратиться к врачу.
Если ребенок отказывается идти в школу, попытайтесь в доверительной обстановке узнать у него с чем это связано. Если он неохотно идет на контакт, замыкается в себе, в этом случае родителям необходимо проконсультироваться с психологом.
Школьная дезадаптация: как с этим бороться
В неврологии одной из основных причин школьной дезадаптации является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ – наиболее распространенное нервно-психическое расстройство в детском возрасте. Это проявление легкой недостаточности головного мозга, нарушение созревания мозговых структур. Данная проблема является медицинской, психологической, педагогической, а также социальной, так как встречается у достаточно большого количества детей.
Главным проявлением синдрома является неспособность ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность. Такие дети неусидчивы, невнимательны, выкрикивают с места, суетливы, болтливы, не дожидаются своей очереди, не доводят задание до конца, теряют личные вещи и учебные принадлежности, испытывают трудности организации своей деятельности. Причем, подобное поведение отмечается в различных ситуациях: на уроках, дома, на улице и в других местах.
Уважаемые родители, не надо забывать о том, что существуют индивидуальные особенности темперамента, не надо подменять понятия гиперактивный и активный ребенок. Если ребенок полон энергии, и она иногда бьет через край, появляются упрямство, непослушание – это еще не значит, что ребёнок гиперактивен. Двигательная активность может быть проявлением его физиологических потребностей в движении.
Вот некоторые отличии активного и гиперактивного ребенка:
- реакция на окружающих (активный успокаивается);
- наказание (активный – реагирует, гиперактивный нет);
- самокритика (активный не желает демонстрировать себя с плохой стороны);
- отношение к последствиям;
- контроль (активный может себя контролировать, гиперактивный нет).
На самом деле диагностических критериев значительно больше, и устанавливать диагноз и проводить необходимое лечение должен врач. Если вы у своего ребенка отмечаете наличие признаков гиперактивного ребенка, тогда необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу. Специалист уточнит диагноз, назначит адекватное и своевременное лечение. Лечение СДВГ должно быть комплексным. Основными терапевтическими вмешательствами при СДВГ являются психообразование, поведенческая терапия и психофармакотерапия.
Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность, своевременное обращение к специалистам и лечение придадут уверенность в своих силах и вашему школьнику, облегчат процесс адаптации в школе. А самое главное, любите своих детей, своевременно помогайте им, будьте для них примером - ведь дети являются нашим отражением. И все хорошее, что вы вложите в них с детства, поможет им в будущем стать хорошими людьми.Елена Александровна Лизоркина, врач-невролог первой категории, Детское неврологическое отделение ОКБ им. Н. А. Семашко