Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ


Информация для проведения независимой оценки качества оказания услуг

Компьютерный синдром у детей

ГБУ РО «КБ имени Н.А. Семашко»

6 детское неврологическое отделение

Врач-невролог высшей категории Старикова Елена Анатольевна

Научно-технический прогресс, набравший к концу 20 века головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда, как компьютер и компьютерные технологии. В каждом доме есть компьютер, иногда и не один. Люди не представляют своей жизни без интернета. Возросла увлеченность взрослых и детей новыми информационными технологиями. Расширились горизонты нашей работы, общения, получения новой информации.

Однако, помимо плюсов, у всеобщей компьютеризации есть и минусы. Взрослые много времени проводят в интернете, им сложно соблюдать временные рамки. У детей этих рамок нет совсем. Так удобно дать ребенку мобильный телефон, когда мы заняты. Родители высвобождают себе время для домашних дел, а ребенка, как им кажется, приобщают к достижениям современной техники.

Много раз было доказано, что мозг ребенка развивается через тактильное общение с миром. Так устроен наш организм, что в младенчестве мы получаем информацию через руки, через пальчики. Необходимо прикосновение, чтобы познать этот мир. Заменяя это ощущение вождением пальцами по плоскому монитору, родители ограничивают развитие ребенка. Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тем выше риск развития зависимости. При этом важно, во что играет ребенок, в какие игры. Если позволить ребенку заниматься с компьютером, то это должны быть развивающие игры, обучающие счету, письму, чтению. Недопустимо, чтобы ребенок играл в агрессивные игры.

Специалисты разных направлений не могут определиться, компьютерная зависимость - это болезнь или социальная проблема? Кто подвержен компьютерной зависимости в большей степени? Когда можно говорить о зависимости, и самое главное, что с этим делать?

Ряд специалистов утверждает, что вероятность стать зависимым увеличивается у людей, которые проводят за компьютером более двух часов в сутки.

Кто больше всего зависим от компьютера?

  • дети тех родителей, которые редко бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков;
  • самый зависимый возраст - 12-15 лет;
  • мальчики; это связано с тем, что они сложнее переживают подростковый период, и для девочек существуют меньшее количество специфических игр.

Основные признаки зависимости:

  • слишком длительное пребывание за компьютером - в соцсетях, за играми или просто бесцельное «шатание» по сайтам. Как правило, надо бить тревогу, если ребенок проводит за компьютером более 4 часов;
  • забывчивость и игнорирование. Ребенок может забыть поесть, переодеться, причесаться или игнорировать просьбы родителей о помощи по дому;
  • резкая смена эмоционального состояния. Радость сменяется разочарованием, беспричинным горем или чувством вины. Угнетенное состояние может быть связано с невозможностью перейти на другой уровень игры;
  • нарушение коммуникативных навыков. Компьютерная зависимость у детей приводит к тому, что ребенок замыкается в себе и полостью избегает общения со сверстниками;
  • пассивность к окружающему миру во время нахождения за компьютером и не только;
  • агрессия. Главный симптом, который наблюдается у всех детей, зависимых от компьютера - резко агрессивная реакция на попытки родителей прекратить пребывание ребенка за компьютером.

Помимо психологической зависимости, компьютер вызывает и физические изменения в организме, обусловленные влиянием нескольких факторов. Это:

  • длительное сидение в однообразной позе;
  • мерцание монитора;
  • электронные излучения.

Последствиями воздействия вышеперечисленных факторов могут быть снижение иммунитета, неврологические нарушения – гиперкинезы (навязчивые подергивания разных групп мышц), судорожные приступы – (происходит фотостимуляция, что вызывает судорожную активность мозга), нейровегетативные изменения – колебания пульса, температуры, артериального давления, сосудистые нарушения, ухудшение зрения, эндокринные нарушения.

Японские ученые пришли к выводу, что компьютерные игры стимулируют у детей лишь ограниченные участки мозга, и таким детям надо больше писать и читать. Американскими исследователям было доказано, что чрезмерное увлечение жестокими играми приводит к нарушению передачи импульсов между нервными клетками и замедляет работу мозга. Особенно сильно подобное торможение проявляется у подростков с нарушением поведения, у которых активность коры лобной доли (отвечающей за контроль поведения), и без того снижена.

Ребенок зависим от компьютера. Что делать родителям?

Чего не надо делать, так это паниковать и начинать давить на ребенка в попытке отстранить его от волшебного монитора. Успокойтесь и поймите, что борьба с детской компьютерной зависимостью требует от Вас эмоциональной выдержки, терпения и времени.

Наверное, Вы удивитесь, но постарайтесь поиграть вместе с ребенком. Не надо беспрестанно читать нотации, что компьютер есть зло, бесполезная трата времени. Узнайте, что интересно ребенку, попытайтесь понять, что его привлекает, и во время игры расположите ребенка к себе. Так Вы завоюете утраченное доверие.

Часто дети «уходят» с головой в виртуальный мир именно из-за недостатка внимания. Проявляйте интерес к жизни ребенка, как можно чаще давайте понять, что вы любите его и заботитесь о нем. Покажите, что реальная любовь и забота здесь, в реальном мире.

Займитесь чем-нибудь вместе с ребенком. Главное, чтобы ему было интересно. Спортзал, танцы, бассейн, хоровое пение, рисование, выжигание по дереву. Помните сами и сумейте показать ребенку, что в этом мире есть множество интересных занятий. Постепенно ребенок втянется, и это будет занимать его больше, чем компьютер.

Добейтесь расположения ребенка. Договоритесь на партнерских началах об ограничении времени пребывания за компьютером. Не стоит сразу устраивать жесткие ограничения, лучше постепенно сокращайте время.

Найдите первопричину проблемы. Может быть, уход в компьютерный мир - это уход от реальных проблем, от проблем общения со сверстниками, взрослыми, каких-то первых неудач в самостоятельной жизни. Постарайтесь понять, что не так. И помогите ребенку как минимум беседой, сочувствием, поделитесь своим опытом в решении проблемы, с которой он столкнулся.

Еще раз стоит отметить, что методы давления в данной ситуации неприемлемы и неэффективны. Не кричите, не угрожайте. Иначе ребенок еще больше замкнется в себе, и Вы не сможете помочь ему.

Знать о проблеме - еще не все. В ее решении могут помочь специалисты - психологи, психотерапевты. Лечение компьютерной зависимости - это комплекс мероприятий. Легче предупредить проблему, чем бороться с ней. Поэтому любуйтесь солнцем, дождем, ясным днем лучше на улице, а не на экранной заставке компьютера. А главное, сумейте донести это простое правило до своего ребенка.