Логопедическая помощь детям с нарушениями речи

ГБУ РО "КБ имени Н.А. Семашко"

Отделение медицинской реабилитации

для детей с нарушением функции ЦНС

логопед Фролова Т.М., медицинский психолог Симукова Т.С.

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии. Задержка речевого развития – овладение речью позже, чем в норме. Задержка формирования речи может быть результатом психосоциальной депривации, нарушения слуха, задержки психического развития, аутизма, элективного мутизма, тяжелых неонатальных поражений мозга, детского церебрального паралича, позднего созревания ребенка или билингвизма и многих других. Речь – моторный акт артикулярной реализации вербальных реакций. Язык – система символов межперсональных отношений. Ни один из нас не мыслит на русском, немецком, английском или себуанском языке. Человек мыслит символами. Для того, чтобы реализовать символ в язык и реализовать язык речью, необходимы сложнейшие реакции в их взаимоотношении. Для овладения речью необходимы:

  • зрение (ребенок должен видеть артикуляцию взрослых, чтобы в последующем повторить те же движения);
  • слух (ребенок говорит то, что слышит);
  • зрелые центральная нервная система, сенсорные и моторные проводящие пути;
  • здоровая дыхательная мускулатура, мышцы гортани, неба, языка, лица;
  • сохранная анатомия челюстно-лицевой области.

Проблемы задержки речевого развития первоначально выявляются в педиатрическом звене медицинской службы. Нарушение речевого развития – сильнейший патологический фактор, крайне отрицательно сказывающийся на развитии личности. Чем раньше выявлены нарушения и чем точнее определены их причины, тем более благоприятные перспективы лечения. Но расшифровка причин нарушенного речевого развития и коррекция нарушений возможны только на межпрофессиональном и междисциплинарном уровнях при полном взаимодействии с семьей ребенка.

Этапы развития речи. Уже на первых неделях жизни ребенка можно уловить его внимательный взгляд, направленный на говорящего взрослого, и попытки повторить артикуляцию. В 1–1,5 мес. появляется первое гуление из отдельных гласных звуков, в 2–3 мес. к гулению добавляются согласные, в 4 мес. гуление становится сложным (свирель). В 7–8,5 мес. ребенок начинает лепетать (произношение отдельных слогов типа ба-ба), а в конце этого срока появляется модулированный лепет, т.е. вариация интонациями. В 8,5–9,5 мес. ребенок радует окружающих словами ма-ма, па-па, ам-ам. Но придать им смысл или соотнести их с конкретными личностями не может. В 12 мес. ребенок уже может соотнести слова ма-ма, па-па с конкретными людьми. В 13–15 мес. ребенок произносит 5–6 простейших слов, но окружающие понимают не более 20% лепета ребенка. К 18 мес. появляются звукоподражательные слова (бормотание губами, имитирующее звук автомобиля, ав-ав и т.д.). В 18–21 мес. появляются попытки произношения простейших фраз типа дай-дай, иди-иди, мама, дай. В 22–24 мес. появляется понимание множественной формы и единственного числа, начинается этап вопросов «что это?» На третьем году жизни в речи появляются падежи и многословные предложения, употребляются придаточные предложения. В речь входят местоимения и союзы. В 4–5 лет появляются монологи и длинные фразы. В дальнейшем при прочих равных условиях развитие речи зависит от культурного уровня семьи и занятий с ребенком.

Распространенность нарушений речевого развития не определена из-за неполного учета, разных методических подходов, неоднозначной терминологии и диагностических критериев. Не всегда может быть принята однозначность терминов «задержка» и «нарушение» речевого развития. Но если предположить их однозначность, то задержка (нарушение) речевого развития встречается у 3–10% детей в соотношении мальчиков и девочек как 4:1.

В чем причина возникновения у ребёнка ЗРР?

Следует понимать, что ЗРР – это не самостоятельное заболевание, а следствие неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.

Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.

Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое развитие задерживается.

Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.

Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?

Чем раньше, тем лучше.

Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.

Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.