Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ


Информация для проведения независимой оценки качества оказания услуг

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, пособие для родителей

Материал подготовила:

Юлия Сущевская врач-невролог

6 детское неврологическое отделение

ГБУ РО«ОКБ им. Н.А. Семашко»


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) –наиболее распространённое психоневрологическое расстройство среди детей и подростков, встречается примерно у 5 % детского населения, при этом у мальчиков диагностируется в 2 раза чаще, чем у девочек. В среднем у 50 % пациентов симптомы СДВГ, претерпевая определённую трансформацию, продолжают отмечаться, когда они становятся взрослыми.

СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман был к тому же поэтом. Он начал писать детские стихи, когда не смог найти подходящую книгу для чтения своему трёхлетнему сыну. Результатом этого стал иллюстрированный томик стихотворений о детях и их характерных чертах. В "История неугомонного Филиппа" точно описывался маленький мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. И только в 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл опубликовал серию лекций, в которых описывалась группа импульсивных детей со значительными поведенческими проблемами, связанными с генетической дисфункцией, а не с плохим воспитанием ребёнка – детей, которым сегодня ставят диагноз СДВГ. С тех пор несколько тысяч научных статей, посвящённых этому расстройству, были опубликованы, обеспечивая нас информацией о его природе, течении, причинах, трудностях, связанных с ним, и методах его лечения.

Ребёнка с СДВГ ждут впереди трудные, но не непреодолимые задачи. Для того чтобы потенциал таких детей полностью реализовался, им нужны помощь, руководство и понимание родителей, школьных консультантов и системы народного образования.

Как проявляется СДВГ

Не каждый человек с чрезмерной гиперактивностью, невнимательностью или импульсивностью страдает СДВГ. Так как большинство людей иногда сбалтывают то, чего не хотели говорить, скачут от одного задания к другому, бывают дезорганизованными и забывчивыми, возникает вопрос: как специалисты определяют, имеет ли ребёнок СДВГ или нет.

В связи с тем, что у каждого ребёнка время от времени возникают такие проблемы, для постановки этого диагноза нужно, чтобы подобное поведение было неприемлемым для человека данного возраста. Диагностические стандарты также содержат специфические критерии, определяющие симптомы, которые указывают на СДВГ.

Проблемы с поведением должны появиться в раннем детском возрасте, до 12 лет, и длиться как минимум 6 месяцев. Важнее всего то, что такое поведение должно действительно создавать тяжёлые проблемы как минимум в двух областях жизни человека: в школе, на игровой площадке, дома, в группе людей, к которой он принадлежит, или в среде, где ему приходится общаться. Следовательно, если у человека есть такие симптомы, но они не разрушают его школьную жизнь и отношения с друзьями, то ему не будет поставлен диагноз СДВГ. Такой диагноз не поставят и ребёнку, чрезмерно активному на игровой площадке, но не имеющему затруднений в других социальных условиях.

Для детей с СДВГ характерны:

I.Невнимательность:

  • Часто неспособен сосредотачивать внимание на деталях и допускает ошибки из-за невнимательности, небрежности в школьных заданиях, на работе и других видах деятельности (например, пропускает или теряет детали, выполняет работу неаккуратно).
  • Часто с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, испытывает трудности с концентрацией̆ внимания во время лекций, бесед, длительного чтения).
  • Часто складывается впечатление, что не слушает обращённую к нему речь (например, мысли где-то витают даже при отсутствии явного отвлекающего фактора).
  • Часто не придерживается предлагаемых инструкций и не может до конца выполнить уроки, домашнюю работу или обязанности на рабочем месте (например, начинает выполнять задание, но быстро теряет фокусирование на нем и легко отвлекается).
  • Часто испытывает сложности в организации выполнения заданий и своей̆ деятельности (например, сложно организовать выполнение задания из последовательных действий̆, трудно сохранять в порядке материалы и вещи, работа выполняется неаккуратно и неорганизованно, плохо распределяет время, не укладывается в назначенные сроки).
  • Часто избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней̆ работы, для старших подростков и взрослых – подготовка отчётов, заполнение форм, изучение длинных текстов).
  • Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и дел (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, рабочие бумаги, очки, мобильные телефоны).
  • Часто легко отвлекается на посторонние стимулы (для старших подростков и взрослых это могут быть посторонние мысли).
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, выполнение работы по дому, поручений, для старших подрост- ков и взрослых – ответные звонки по телефону, оплата счетов, приход на назначенные встречи).

II. Гиперактивность и импульсивность:

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  • Часто покидает своё место в ситуациях, когда нужно сидеть (например, встаёт в классе во время уроков, в офисе или на работе, в других ситуациях, когда требуется оставаться на своём месте).
  • Часто бегает туда-сюда, куда-то забирается в ситуациях, когда это неприемлемо (примечание: у подростков и взрослых этот симптом может ограничиваться ощущением беспокойства, невозможности оставаться на месте).
  • Часто не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Часто находится в постоянном движении, ведёт себя так, как будто к нему «прикрепили мотор» (неспособен или ощущает дискомфорт, если требуется спокойно сидеть в течение продолжительного времени, например в ресторане, на встрече; окружающие могут расценивать его, как беспокойного человека, с которым трудно иметь дело).
  • Часто бывает болтливым.
  • Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца (например, завершает высказывания за других людей, не может ждать своей очереди во время разговора).
  • Часто с трудом дожидается своей очереди (например, когда стоит в очереди).
  • Часто прерывает других, мешает им (например, вмешивается в беседы, игры, дела; может начать пользоваться вещами других людей, не спросив их или не получив разрешения; у подростков и взрослых – может вмешаться или начать делать то, что делают другие).

В зависимости от выраженности тех или иных нарушений выделяют формы СДВГ:

  • с преобладанием невнимательности,
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности,
  • смешанную.

Уже в первые месяцы жизни у ребёнка с СДВГ может обнаруживаться синдром повышенной нервнорефлекторной возбудимости. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, такие дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик, сопровождающийся повышенной двигательной активностью, покраснением или мраморностью кожных покровов, потливостью, тахикардией, учащённым дыханием. В 82% случаев наблюдаются различные нарушения сна. Часто возникают трудности с кормлением (плохо берёт грудь или вовсе отказывается, беспокоен во время кормления), беспокоят желудочно-кишечные расстройства (частое срыгивание, иногда рвота, частый жидкий стул и/или наоборот запоры.

Начиная с 3-4-летнего возрастаребёнка ведущими проявлениями СДВГ становятся гиперактивность и импульсивность, которые и заставляют родителей впервые обращаются к специалистам.

В школьные годы основной проблемой являются нарушения внимания. По сравнению с ровесниками, дети с СДВГ зачастую плохо себя ведут и слабо учатся.

К подростковому становятся очевидными отсутствие самостоятельности, неспособность работать без посторонней помощи, низкая успеваемость в школе, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношениями со сверстниками, тревожность и низкая самооценка.

Нарушения внимания часто сохранияются и во взрослом возрасте.

Для детей с СДВГ характерны умеренная задержка развития речи, двигательного и социального развития, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям, раздражительность и частые перепады настроения. В подростковом возрасте нередко формируется оппозиционно-вызывающее поведение, особенно у детей скомбинированной формой СДВГ или с формой, характеризующейся преимущественным нарушением внимания.

Частыми спутниками СДВГ являются вегетативные дисфункции, головные боли, тики, тревожные расстройства, энурез, нарушения сна.

К какому специалисту обратиться?

Понимание разницы в квалификации специалистов и служб может помочь семье выбрать того, кто лучше всех удовлетворит их потребности. Существует много видов специалистов, чья квалификация позволяет диагностировать и лечить СДВГ. Детские психиатры – это врачи, специализирующиеся в диагностике и лечении детских психических и поведенческих (бихевиоральных) расстройств. Психиатр может обеспечить лечение и назначение любых необходимых препаратов. Детские психологи также могут диагностировать и лечить СДВГ. Они могут обеспечить ребёнку терапию и помочь семье разработать способы борьбы с расстройством. Но психологи не врачи и должны обратиться к педиатру для проведения медицинских анализов и назначения препаратов. Неврологи – врачи, лечащие заболевания головного мозга и нервной системы, – также могут диагностировать СДВГ и выписывать препараты. Но в отличие от психиатров и психологов, они не могут обеспечить лечение эмоциональных аспектов расстройства.

Специальность

Могут поставить диагноз СДВГ

Могут назначить препарат, если он необходим

Обеспечивают консультацию или тренинг

Психиатры

да

да

да

Психологи

да

нет

да

Педиатры или семейные врачи

да

да

нет

Неврологи

да

да

нет

Социальные работники с клинической подготовкой

да

нет

да



Методы коррекции

  • контроль и редукцию основных проявлений данного расстройства;
  • улучшение функционирования ребёнка в различных сферах и его наиболее полная реализация как личности, появление собственных достижений,
  • улучшение самооценки,
  • нормализация обстановки вокруг ребёнка, в т. ч. внутри семьи,
  • формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми, признание окружающими и повышение уровня удовлетворённости ребёнкасвоей̆ жизнью.

Для решения поставленных задач коррекционные мероприятия должны быть своевременными, носить комплексный характер и объединять различные подходы:

  • методы модификации поведения (специальные воспитательные приёмы со стороны родителей и педагогов);
  • методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии;
  • медикаментозное лечение.

Последнее должно быть индивидуальным и назначаться в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у ребёнка не могут быть преодолены вышеперечисленными методами. Лекарственная терапия требует достаточной продолжительности, поскольку улучшение состояния должно распространяться не только на основные симптомы СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов. Поэтому планировать её целесообразно на срок от несколько месяцев до продолжительности всего учебного года.

Рекомендации родителям «гиперактивных» детей

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
  • Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
  • Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
  • Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
  • Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку.
  • Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  • Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  • Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  • Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
  • Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
  • Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
  • Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
  • Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё̈ большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
  • Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
  • Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка.
  • Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
  • Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.


Диетические рекомендации

В идеальном варианте диета для СДВГ должна помогать мозгу лучше работать и должна снижать проявление симптомов расстройства, таких как неугомонность и неспособность сосредоточиться.От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут учёные Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома».

  • Гипоаллергенные диеты. Schnoll R. и соавт. (2003) считают, что характер питания при лечении СДВГ является «нередко игнорируемым, но важным» аспектом. Имеются основания рассматривать пищевую аллергию как потенциальную причину формирования гиперактивности. В 1980-х годах было продемонстрировано, что гипоаллергенные диеты c исключением цельных потенциально аллергенных продуктов приводили не только к коррекции симптомов СДВГ, но и к улучшению настроения и уменьшению аллергической симптоматики. В дополнение к этому у наблюдаемых пациентов отмечалось улучшение по другим симптомам (головная боль, мигрень, синдром раздражённого кишечника, болезнь движения), что предполагает иммунологический компонент действия гипоаллергенных диет.
  • «Низкосалицилатная» диета Файнголда основанна на принципе максимального исключения из рациона продуктов питания с пищевыми добавками, синтетическими пищевыми красителями, а также сахара и искусственных подсластителей. Исключаются продукты, содержащие натуральные салицилаты (яблоки, абрикосы, вишня, ежевика, малина, клубника, крыжовник, виноград и изюм, апельсины и другие цитрусовые, нектарины, сливы и чернослив, огурцы, помидоры, орехи и т. д.). Рекомендуется избегать продуктов питания и блюд, содержащих искусственные ароматизаторы и красители (мороженое, маргарин, мучные изделия промышленного производства (кроме хлеба), конфеты, карамель, жевательная резинка, гвоздика, джемы, желе, копчёные колбасы и сосиски и т. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый - тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. д.). Исключаются также кофеинсодержащие напитки и чай. Низкосалицилатная диета Файнголда сопровождается ограниченным поступлением витамина С (требуется коррекция).
  • Сахар.О том, что потребление сахара (сахарозы) и продуктов с высоким его содержанием может вызывать СДВГ, ранее сообщали Кrummel D. A. и соавт. (1996). Сейчас доказано, что сахар может быть как опасным, так и абсолютно безвредным. Например, если употреблять его с белками, то никаких нарушений не последует, а вот если с крахмалами (как в кондитерских изделиях), то он может вызвать нарушение поведения даже у спокойных детей.

Вредные сахара. Некоторые сахара быстро усваиваются и поступают в кровь. За чем сразу же следует «выброс» энергии; однако сахар в кровеносной системе также способствует быстрому высвобождению гормона инсулина, из-за которого уровень содержащегося в крови сахара у ребёнка понижается. Когда этот уровень низок, ребенок может сделаться угрюмым, отчуждённым или же нетерпеливым. Компенсируя низкий уровень сахара в крови, организм выделяет гормоны стресса, которые имеют как положительное, так и отрицательное действие на организм. Благодаря им уровень содержащегося в крови сахара вновь поднимается - за счёт высвобождения сахара, накопленного в печени, - но в то же время эти гормоны могут устроить «встряску» всему организму, в результате чего ребёнок будет испытывать беспокойство, станет гиперактивным и раздражительным. Слишком много сахара - это также риск того, что ребёнок не сможет сосредоточиться, даже почувствует сонливость.

Сахар, впрочем, имеет разные названия и присутствует во множестве продуктов. Глюкоза, сахароза, декстроза, сахар-песок, неочищенный сахар. Это сахара, делающие сладкими и приятными на вкус конфеты, глазурь, кетчуп, безалкогольные напитки, многие изделия из дроблёного зерна, замороженные блюда и т. д. Если вы будете внимательно читать этикетки, вы, вероятно, обнаружите, что в продуктах, подвергшихся значительной технологической обработке, присутствуют сахара более чем одного наименования, и это, конечно же, повышает их энергетическую «ударную» силу. Хотя эти сахара являются источником быстро высвобождаемой энергии, есть основания полагать, что у детей продукты, содержащие такие сахара, вызывают резкие колебания в настроении и поведении.

Улучшающие поведение сахара. Дольше усвояемые сахара - это фруктоза, содержащаяся во фруктах и мёде, и лактоза, содержащаяся в молочных продуктах. Эти сахара не столь быстро поступают в кровоток, однако надолго обеспечивают ребёнка энергией. От них не бывает гормональной встряски, как от вредящих поведению сахаров, описанных выше.

Сахара, способствующие прекрасному поведению. Есть ещё разновидность сахаров - сложные углеводы. Их ещё называют «крахмалами». У этих сахаров - большие цепные молекулы, и на их расщепление в процессе пищеварения требуется достаточно много времени. Это своего рода капсулы долговременного энерговыделения. Углеводы обеспечивают нас постепенно прибывающей и длительно сохраняющейся энергией; углеводы не провоцируют эксцентричного поведения. Это хлеб и крекеры (лучше всего из цельнозерновой муки), неподслащённые зерновые продукты, макароны, бобовые и картофель.

  • Витаминотерапия является обязательным элементом лечения СДВГ (профилактика витаминодефицитных состояний, коррекция когнитивного дефицита).

Тиамин (витамин В1) играет первостепенную роль в обмене углеводов: чем выше уровень их потребления, тем больше требуется тиамина. Недостаточность витамина B1 ослабляет перистальтику кишечника, вызывает запоры, мышечную слабость, снижает физическую и психическую работоспособность. Отсутствие или значительный дефицит тиамина приводит к развитию тяжёлых заболеваний нервной системы.

Витамин B1 содержится во многих пищевых продуктах, в том числе в дрожжах, в хлебном квасе. Его много также в зерновых и бобовых культурах. В основном он содержится в зародыше зерна и его оболочках (отрубях). При получении муки высших сортов отруби удаляются, что приводит к значительному снижению в ней тиамина. Богаты этим витамином соя, гречневая и ячневая крупа, кукуруза и другие продукты. Из продуктов животного происхождения больше всего тиамина в печени и нежирной свинине (например, в свинине его в восемь раз больше, чем в говядине, и в шесть раз больше, чем в баранине), почках, сердце.

Тепловая обработка продуктов незначительно разрушает тиамин, особенно если она производится в кислой среде.

Рибофлавин (витамин В2) участвует в процессах роста, в обмене белков, жиров и углеводов. Он оказывает регулирующее влияние на состояние центральной нервной системы, воздействует на процессы обмена в роговице, хрусталике и сетчатке глаза, обеспечивает световое и цветовое зрение. Рибофлавин поступает в организм с пищей. При недостаточности этого витамина появляются сухость губ, вертикальные трещины и рубцы на них, трещины и корочки в углах рта, выпадают волосы, могут развиться конъюнктивит и блефарит.

Основными источниками витамина В2 являются яйца, сыр, молоко, мясо, а также зерновые и бобовые культуры: арахис, соя, чечевица, зелёный горошек. Много рибофлавина в дрожжах и молоке. Сквашивание молока при изготовлении ряженки, айрана, мацони значительно увеличивает содержание этого витамина; иными словами, молочнокислые бактерии способны его синтезировать. Источниками рибофлавина могут служить также груши, персики, томаты, морковь, свёкла, цветная капуста, шпинат.

Витамин В2 очень чувствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому его препараты (порошки, таблетки) и пищевые продукты, богатые им, хранят в защищённом от солнца месте.

Никотиновая кислота (витамин РР, ниацин, витамин В3) участвует в реакциях клеточного дыхания, в белковом обмене и повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, работу печени, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы. Основным источником никотиновой кислоты являются мясо домашней птицы, говядина, телятина, печень, почки. Очень богаты витамином В3 дрожжи, рисовые отруби, пшеничные зародыши. В других растительных продуктах, особенно в кукурузе и зерновых культурах, никотиновая кислота находится в связанной, не усвояемой организмом форме.

Витамин В3 - один из наиболее стойких в отношении хранения и кулинарной обработки. Воздействие высокой температуры, варка и жаренье почти не влияют на его содержание в продукте. Он устойчив к воздействию света, кислорода, воздуха, щелочей.

Пиридоксин (витамин В6) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Недостаточность витамина В6 вызывает у детей раннего возраста задержку роста, желудочно-кишечные расстройства, малокровие, повышенную возбудимость. Пиридоксин содержится в весьма незначительных количествах во многих пищевых продуктах: в сухих пивных дрожжах, пшеничных отрубях, ячмене, просе, кукурузе, горохе, картофеле, моркови, свёкле, говядине, курятине, говяжьей печени, в телятине, свинине, баранине, яйцах, в коровьем молоке и др. У здоровых людей, как правило, редко встречается недостаток витамина В6, поскольку его в достаточном количестве образуют кишечные бактерии.

Пантотеновая кислота (витамин В5) оказывает нормализующее влияние на нервную систему, функции надпочечников и щитовидной железы. Исключительно широко распространена в природе. Обнаружение её в значительных количествах в различных растениях и животных тканях определило и название: пантотеновая - от греческого «вездесущий».

Фолиевая кислота (витамин В9) участвует в обмене и синтезе некоторых аминокислот, в синтезе нуклеиновых кислот, стимулирует кроветворную функцию костного мозга, способствует лучшему усвоению витамина В12. Наиболее богаты фолиевой кислотой печень, почки и зелёные листья растений, особенно салаты. Фолиевая кислота легко разрушается при кулинарной обработке продуктов.

Цианкобаламин (витамин В12) принадлежит к веществам с высокой биологической активностью. В этом витамине нуждаются все животные организмы. Он участвует в синтезе метионина, нуклеиновых кислот, процессах кроветворения и т. д. В организм этот витамин поступает с пищей и, кроме того, синтезируется микроорганизмами кишечника. Основным источником цианкобаламина являются продукты животного происхождения, особенно много его содержится в говяжьей печени.

  • Микроэлементы.

Магний - один из важнейших элементов, недостаток которого может привести к развитию гиперактивности. Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, гасит излишнюю возбудимость. Ежедневно здоровому человеку необходимо 300 мг магния - это 6 г орехов и 3 куска черного (ржаного) хлеба. Овощи, мясо, сыр, различные сухофрукты, мак, соя, прожаренная гречневая крупа также содержат магний.

Цинксодержится в мясе, печени, морской рыбе, молоке, яйцах.

Железосодержится в печени (особенно свиной), в зелени петрушки, мозгах, яичном желтке, белых грибах и других продуктах. Высокой усвояемостью отличается железо, содержащееся во фруктах и овощах (персиках, яблоках, шпинате и др.).

  • Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Омега-6).Они не синтезируются в организме человека и животных (иногда их называют витамином F) и образуют группу так называемых незаменимых жирных кислот, то есть жизненно необходимых для человека. Важнейшим биологическим свойством полиненасыщенных жирных кислот является их участие в качестве обязательного компонента в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервного волокна, соединительной ткани). Группа, содержащая максимальное число биологически активных кислот, - это растительные масла (подсолнечное, соевое, кукурузное и др.). Менее насыщенная группа - свиное сало, гусиный и куриный жир; еще менее насыщенная - бараний и говяжий жир, а также сливочное масло и другие молочные масла.
  • Успокаивающие травы:

Римская ромашка (Chamaemelumnobile)

Кавакава (Pipermethysticum)

Корень валерианы (Valerianofficinalis)

Мелисса (Melissaofficinalis)

Страстоцвет (Passifloraincarnata)

Другие травы, которые традиционно содержатся в растительных препаратах для лечения СДВГ, включают:

Пикногенол (pycnogenol): биофлавоноид-антиоксидант, получаемый их коры деревьев хвойных пород (сосны)

Гингко (Gingkobiloba): эта трава применяется врачами в Европе в случае нарушений циркуляции и памяти

Американский женьшень (Panaxquinquefolium) и гингко: исследование показало, что гингко в комбинации с женьшенем может уменьшать симптомы СДВГ.

Маленькие хитрости

  • Никогда не давайте детям сладкое на голодный желудок и особенно остерегайтесь сладкого завтрака. Большинство детских зерновых завтраков, между прочим, настолько сладкие, что их можно называть «десертами».
  • Вместо десерта детям лучше привыкнуть к тому, чтобы часа через два после обеда съедать какой-нибудь легкий пирог или фрукты, и тогда процесс пищеварения у детей не будет нарушаться из-за излишков сахаров, добавленных к съеденной «пище, от которой растут».
  • Не только то, что вы едите, но и как вы это едите, сказывается на вашем поведении.Для того чтобы привить ходунку или ребёнку-дошкольнику хорошие привычки питания, а значит, и хорошее поведение, позаботьтесь о лотке для перекусов. Можно взять форму для льда из морозилки, или жестяную банку для печенья, или пластиковый контейнер с ячейками и наполнить выбранную ёмкость маленькими порциями питательной и яркой пищи. Держите «кормушку» в холодильнике, чтобы она оставалась свежей. Придумайте для этих кусочков завлекательные названия, например: лодочки авокадо (разрезанные вдоль на четыре части авокадо), банановые или морковные (варёная морковь) колеса, деревца брокколи, сырные кубики, яичные лодки (сваренные вкрутую и разрезанные вдоль на четвертушки яйца), палочки (куски пшеничного хлеба из муки цельно-смолотого зерна), луны (очищенные от кожуры кусочки яблока, может быть, тонко намазанные ореховой пастой), улитки и червячки (разной формы отварные фигурные макароны). Не забудьте оставить на лотке местечко для «ныряния». Во что ваш ребёнок любит макать фрукты или хлеб? В молочный или фруктовый кисель? В йогурт?
  • Позвольте ребёнку вместе с вами приготовить лоток для перекусов. (Дети охотнее съедят то, над чем сами потрудятся.) Поставьте «кормушку» со вкусностями на детский столик в помещении, где принимаете пищу, или на нижнюю полку в холодильник, где вы специально отведёте место для этого лотка. Поощряйте ребёнка брать эти маленькие порции с лотка весь день. Когда маленький исследователь ходит «нехожеными» тропами в доме, ему часто требуются остановки, чтобы подзаправиться.