По статистике, сейчас каждый шестой человек в мире испытывает проблемы со слухом. Современный уровень развития медицины и техники позволяет успешно оказывать помощь большинству людей с нарушенным слухом. Слуховые аппараты необходимы людям даже с небольшой потерей слуха: для ориентации в пространстве (каждому важно услышать приближающийся транспорт, отреагировать на оклик), для общения со слышащими и слабослышащими, (например, в общественных местах и учреждениях, для устройства на работу и пр.).
Очень редко слабослышащий человек, впервые получивший слуховой аппарат, может сразу же воспользоваться всеми преимуществами усиленного звука. Трудности восприятия вызываются потоком звуков окружающей среды, которые вдруг хлынули в сознание человека после того, как он не слышал их в течение ряда лет. В этот начальный период все пациенты предъявляют схожие жалобы: неестественный тембр звучания (с «металлическим» оттенком), непривычное звучание человеческих голосов (особенно собственного) и наличие фоновых шумов.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что на процесс слуховой реабилитации требуется от нескольких недель до нескольких месяцев. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) проводит слуховую тренировку, занятия по считыванию с губ, занятия с пациентами для адаптации к слуховым аппаратам.
Слуховая тренировка – это тренировка остаточного слуха с применением индивидуального слухового аппарата и необходима для правильной его настройки.
Занятия по чтению с губ – это обучение зрительному восприятию устной речи по видимым речевым движениям говорящего и является одним из действенных методов компенсации недостаточного слуха.
Важной составляющей слуховой реабилитации является адаптация к слуховому аппарату, т.е. приспосабливаемость к его комфортному использованию.
Пациент должен четко сознавать: для того, чтобы привыкнуть к слуховому аппарату, требуется время. Аппараты не могут дать немедленного улучшения восприятия звуков. Лишь при наличии достаточной практики окружающие звуки начнут звучать естественно, а мозг привыкнет к фоновым шумам и перестанет их замечать. Пользоваться слуховым аппаратом рекомендуется ежедневно, постепенно увеличивая время использования. Несоблюдение этого правила ведет к тому, что звучание аппарата так и останется непривычным, и в результате человек может вовсе отказаться им пользоваться. Слуховой аппарат должен стать частью привычного образа жизни своего владельца благодаря постоянному использованию. Тогда его головной мозг будет получать достаточную стимуляцию для того, чтобы научиться распознавать различные звуки окружающего мира.
В обучении нуждаются все пациенты, которые впервые приобрели слуховой аппарат. Процесс слуховой адаптации может быть ускорен благодаря интенсивному обучению и в огромной степени зависит от мотивации человека.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) проводит занятия ежедневно, кроме выходных дней, по адресу: г. Рязань ул. Семашко д. 4, поликлиническое отделение ГБУ РО «КБ им. Н. А. Семашко», каб. № 5, с 10.30 до 12.00 ч.
Лучший слух нельзя купить, над ним нужно ежедневно работать, и мы Вам в этом обязательно поможем.
ГБУ РО "КБ им. Н.А. Семашко"
Консультационное поликлиническое отделение
учитель - дефектолог Югова С.А.